Новая газета,
4 октября 2021 г.
Ни то, ни сё
268 просмотров
Первого октября закончился срок действия отсрочки диагностических карт, а вместе с ним и растиражированная иллюзия, что техосмотр перестал быть обязательным.
Страховой агент Марина Д. расстроена - ее месячный доход ощутимо уменьшился.
Весеннее нововведение с отвязкой диагностической карты от возможности оформления полиса ОСАГО больно ударило по ее карману.
- Раньше у нас были негласные договоренности со станцией техосмотра, - рассказывает она, - водителю не приходилось даже ездить туда, мы сами все оформляли. Диагностическая карта «без выезда» собственнику легкового автомобиля обходилась в 1000-1500 рублей. Агент получал из этой суммы от 200 до 1000 рублей. Полгода водители радовались, что при покупке страхового полиса не нужно платить за карту. Но 1 октября они получили новый <головняк>. Тут либо реально техосмотр проходить, либо платить дороже за липовую карту.
Штраф небольшой, но ежедневный
С 22 августа законодатель отвязал диагностическую карту от полиса ОСАГО. Что это значит для рядового водителя?
- При заключении договора страхования карту больше не требуют, но во всех остальных случаях она нужна, - объясняет Александр Порубенко, заместитель начальника отдела надзорной деятельности УГИБДД Свердловской области. - У нас водители как услышали, что не нужно проходить техосмотр, обрадовались. Не нужно его проходить только в том случае, если вы полис оформляете. Но надо понимать, что страховая компания вправе отказать в выплате при ДТП, если у водителя не было диагностической карты, потому что только этот документ подтверждает, что автомобиль был технически исправным.
По словам сотрудника Госавтоинспекции, карта нужна в первую очередь такси, автобусам и грузовым автомобилям, перевозящим опасные грузы. В настоящее время за отсутствие техосмотра - штраф 500 рублей. Если транспортное средство закреплено за юридическим лицом, выписывается штраф на должностное лицо – 3 тысячи рублей. Если техосмотр не пройден у пассажирского транспорта, это будет расцениваться и как нарушение условий лицензирования, что чревато прекращением действия лицензии.
- Инспектор ГИБДД может попросить водителя предъявить диагностическую карту, - продолжает наш собеседник, - но с 1 марта 2021 года проверить ее он может и в электронном виде. У нас есть доступ к базе учета проведения технических осмотров. Ее при себе иметь не обязательно. По желанию водителя карту могут выдать на руки.
С 1 марта обязательным требованием стало наличие фотографий при прохождении техосмотра в пункте диагностики. На легковой автомобиль выделяется 30 минут. Раньше сотрудники ГИБДД выявляли, что транспортные средства не приезжали в пункты техосмотра, а диагностические карты выдавались формально. С учетом новых требований данная ситуация стала практически невозможной. Может быть, из-за этого Российский союз автостраховщиков (РСА) и выступил с инициативой отвязать полис ОСАГО от диагностической карты. Фото и результаты техосмотра хранятся в базе ГИБДД, их всегда можно проверить.
Новый легковой автомобиль первые четыре года техосмотр не проходит, потом два раза - каждые два года, в последующий период - ежегодно. Для такси первая диагностика - тоже через четыре года, потом ежегодно. Автомобили старше 10 лет - каждые полгода.
- Штраф за непрохождение техосмотра планируют повысить с 1 марта 2022 года до двух тысяч рублей, - говорит Александр Порубенко. - У камер фиксации дорожных правонарушений будет доступ к базе, и они смогут сразу штрафовать нарушителей, но не более одного раза в сутки. В последнее время при ДТП часто выясняется, что у водителя не было ни полиса ОСАГО, ни техосмотра.
По данным пресс-службы УГИБДД Свердловской области, с начала года на территории региона произошло 1574 ДТП, из них 128 - по причине технической неисправности транспортного средства. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост 245%.
На территории Свердловской области достаточно пунктов техосмотра. Сегодня они загружены примерно на 30%, и ажиотажа не наблюдается.
Очередная кормушка
- Техосмотр никуда не передавали, он как был у страховщиков, так у них и остался, - говорит Кирилл Форманчук, председатель Комитета по защите прав автовладельцев. - В период своего президентства Дмитрий Медведев вывел техосмотр из подведомственности ГАИ. Его отдали Российскому союзу автостраховщиков. Вот с того момента и стало возможным у любого страхового агента купить диагностическую карту. Оптом бланки продаются от 150 рублей. То есть страховой агент их покупает на «оптовке», а потом продает за ту сумму, на какую хватит фантазии. В среднем цена начинается от 1000 рублей.
По словам правозащитника, в последний год правительство реформировало всю процедуру техосмотра. Но все это не работало, пока с полисом ОСАГО в любой подворотне можно было купить диагностическую карту.
- Ладно легковые машины, - размышляет Кирилл. - Но есть грузовики, которые перевозят опасные грузы. Они, как и такси, и пассажирские автобусы, обязаны проходить техосмотр раз в полгода. Получается, ради такого опасного транспорта и принимался закон о техосмотре, но и в этом случае водители без проблем покупали диагностические карты.
С 2019 года государство начало реформу техосмотра. Сначала ввели повышенные требования к диагностическим станциям, добавили фотографирование с GPS, с привязкой к местности, сделали сервер, на который эти фото нужно закачивать.
- Мы подсчитали, что каждый день около 40 тысяч автомобилей проходит в стране техосмотр, - продолжает общественник. - Зачем этот сервер, если никто никогда не посмотрит эти фотографии? Пусть даже по пять фото на каждое авто - это огромный объем информации. Все автостанции для техосмотра обязали купить дорогие фотоаппараты с ГЛОНАССом. Фотографируют в боксе, а представляете, какая погрешность при фотографировании в бетонном помещении? Потом сервер не принимает эти фотографии, потому что у них координаты не сходятся на несколько метров. Все это продолжалось два года. В итоге техосмотр временно отменили, потому что куча проблем: то станции не могли купить оборудование, то ковид, то еще что-то.
Фактически для рядового потребителя, который последние годы добросовестно проходил техосмотр, ничего не изменилось. Он так же в обозначенные сроки едет на станцию технического осмотра и получает диагностическую карту. Но мы же понимаем, что такой владелец авто - редкий экземпляр. Никто техосмотр честно не проходил, все покупали карту.
- Проблема в водителях грузовиков, особенно дальнобойщиках, - считает наш собеседник. - Они покупали карты в среднем по тысяче рублей. Сейчас для них цена увеличилась до четырех тысяч рублей. Водитель легковушки поедет и за тысячу-полторы пройдет процедуру официально. Но если у грузовика трещина в лобовом стекле, его замена стоит от 60 тысяч. Колеса по 50-60 тысяч каждое, а их на одной только оси бывает 2-4, так что водителям большегрузов дешевле купить техосмотр, чем чинить машину. К слову, цены на «левый» техосмотр резко выросли. Теперь подделка технически стала более сложной. Вы присылаете фото своего авто, на станции «встраивают» в его данные нужные GPS-координаты – мы живем в век информационных технологий, подделка все равно возможна. Реформа техосмотра привела лишь к тому, что это стало дорого для конечного потребителя. Дорого и для диагностических станций, потому что они на многие миллионы закупили требуемое оборудование и подключились к необходимым системам.
Как и в истории с системой «Платон», очередной олигарх обогатился и на этой государственной реформе.
- Техосмотр - это доходный бизнес, - уверен Кирилл Форманчук. - Был период, когда РСА разрешил передвижные станции техосмотра. Подобные станции, аккредитованные где-нибудь в Москве, по всей стране продавали диагностические карты, словно они действительно колесили по всем уголкам России. Все про это знают - и страховщики, и гаишники. Государство само вывело эту коррупционную кормушку, из которой кормится большое количество структур.
Изольда ДРОБИНА, соб. корр. «Новой» по Уралу
Вся пресса за 4 октября 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
10 марта 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 10 марта 2025 г.
ЦБ хочет скорректировать требования к определению стоимости годных остатков

|
|
Тренд, Баку, 10 марта 2025 г.
В Азербайджане увеличился объем страховых выплат

|
|
ComNews.ru, 10 марта 2025 г.
Доверять – хорошо, слишком доверять – опасно

|
|
КонсультантПлюс, 10 марта 2025 г.
Контроль медпомощи по ОМС: интересная судебная практика за 2023-2024 годы

|
|
Ведомости, 10 марта 2025 г.
Российские компании смогут сэкономить более 4 трлн рублей в год благодаря ИИ

|
9 марта 2025 г.

|
|
PrimaMedia, Владивосток, 9 марта 2025 г.
Новые правила в ОСАГО изменят жизнь миллионов водителей с 10 марта

|
|
Московский комсомолец, 9 марта 2025 г.
Проценты по банковским депозитам теперь можно застраховать: в чем подвох

|
|
Орелград, 9 марта 2025 г.
Спор водителя и страховщиков рассмотрел суд под Орлом

|
8 марта 2025 г.

|
|
РБК.Омск, 8 марта 2025 г.
Аграрии Омской области застраховали менее 40% посевных площадей

|
|
Комсомольская правда-Мурманск, 8 марта 2025 г.
Сделали дети, ответили родители. В Мурманске состоялся суд о повреждении машины из-за игры в снежки

|
|
Финмаркет, 8 марта 2025 г.
Allianz ведет переговоры о покупке конкурирующей Viridium за 3 млрд евро

|
|
Лезги газет, Махачкала, 8 марта 2025 г.
Дагестан в списке регионов с высоким риском мошенничества с ОСАГО

|
|
Ведомости онлайн, 8 марта 2025 г.
На всякий случай: как устроена система страхования в профессиональном спорте

|
7 марта 2025 г.

|
|
Гарант.ру, 7 марта 2025 г.
Организация оспорила в суде отказ от выплаты страховки при пожаре по своей вине

|
|
РБК.Кавказ, 7 марта 2025 г.
Ингушетия и Дагестан имеют высокие риски мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Report.Az, Баку, 7 марта 2025 г.
Азербайджан и Венгрия обсудили перспективы сотрудничества в сфере страхования

|
|
ТАСС, 7 марта 2025 г.
ЦБ выделил четыре региона РФ с высокими рисками мошенничества в сфере ОСАГО

|
 Остальные материалы за 7 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|